1 из 2 В настоящее время идет активный поиск и внедрение новых педагогических технологий. Очень многие учителя в российских школах стоят на распутье: какую же парадигму образования предпочесть. Но если обратиться к древнейшим писаниям об учителе, о его мастерстве, к требованиям к обучению, то видно, что еще Сократ называя профессиональных педагогов «акушерами мысли», его учение о педагогическом мастерстве носит название «Майэвтика», что в переводе означает «повивальное искусство». Не сообщать готовые истины, а помочь родиться мысли в голове ученика обязан знающий педагог. А это говорит о том, что надо не учить, а направлять учение. И чем отчетливее понимает это учитель, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет он своим ученикам. Настоящий учитель остается в учебно-воспитательном процессе как ба «за кадром», за пределами свободно осуществляемого учениками, а на самом деле - управляемого педагогом выбора. На мой взгляд, данные требования соблюдены в образовательной парадигме, взявшей за основу принцип партнерства. Процесс обучение, соотношение объектов и субъектов данного процесса рассматривается уже в трудах К. Д. Ушинского. Он категорически отвергал уроки, построенные на основе схематизма и трафарета, не побуждающие ребенка к восприятию и осмыслению изучаемого материала, не вооружающие его навыками и умениями самостоятельной работы, не способствующие развитию. Слова К. Д. Ушинского подтверждает и Ксензова Г. Ю. В своей статье «О функциях педагога авторитарной и гуманистических школ»: должно быть два субъекта одного процесса, которые действуют вместе, параллельно и сообща, которые являются партнерами, составляют союз более опытного и менее опытного, но обладающим преимуществом молодости и восприимчивости. И не один из них не должен стоять над другим: они должны сотрудничать в процессе обучения. «В настоящее время все новшества, вводимые в школе, касаются в основном изменений содержания учебных предметов, частных форм и методов обучения, не выходящих за рамки привычной технологии», - утверждает Маркова А. К. в статье посвященной проблеме психологических критерий эффективности учебного процесса (Вопросы психологии. - 1977. - №4). Ксензова Г. Ю в книге «Перспективные школьные технологии» освещает вопрос применения принципа партнерства в педагогическом процессе следующим образом: Применение принципа партнерства обязательно затронет процессы педагогической деятельности, его внутренние пласты, связанные с изменением поведенческого стиля педагога, способов его взаимодействия с учеником. Реализация нового подхода в преподавании потребует решить целый ряд проблем, доставшихся образовательной системе «по наследству». Применение же данного принципа, по моему мнению, предполагает следующее: активное включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; организацию совместной деятельности, партнерских отношений обучающихся и обучаемых; обеспечение диалогового общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе добывания новых знаний.
На первый взгляд выполнение этих пунктов, кажется простым и понятным делом. На практике же оно связано с существенной реорганизацией устоявшейся педагогической системы, с изменением отлаженной деятельности учителя, что не может происходить быстро и безболезненно.
|