1 из 6 Вопрос №1. Переведите на язык категорий законов диалектики проблему поощрения и наказания детей Категории: Противоположности - те внутренние стороны, тенденции, силы предмета или явления, которые исключают, а вместе тем и предполагают друг друга. Отношение неразрывной взаимосвязи этих сторон составляет единство противоположностей. Взаимоисключающий характер противоположностей с необходимостью вызывает борьбу между ними. Таким образом, поощрение и наказание уже сами по себе являются иллюстрацией закона единства и борьбы противоположностей. 1. Они не имеют смысла и не существуют друг без друга. 2. Относительно конкретного проступка они взаимоисключают друг друга (нельзя одновременно хвалить и ругать за одно и то же). 3. Один и тот же поступок в разных обществах, при различных системах общественных ценностей и даже в разных семьях может оцениваться по-разному. Примером может служить щедрость ребенка, одни ее приветствуют, в других семьях ребенок за то, что слишком рьяно одаривает своих друзей, подвергается наказанию.
Мера - диалектическое единство количества и качества, или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качество определенного предмета или явления. Скачок - переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое. Рассмотрим пример из практики: в первом «Б» классе два ученика Андрей и Данила. Даниле нелегко дается письмо и чтение. Каждый крючок и черточка появляются в результате большого количества усилий, да и то далеки от совершенства, но он старательный ученик, проводит много времени с ручкой, тетрадкой и книжкой. Ругать Данилу и ставить ему двойки? Наоборот, каждая маленькая победа должна поощряться похвалой учителя. Если учитель ставит тройку, то обязательно подчеркивает, что это твердая и заслуженная тройка. Андрей от рождения наделен прекрасными способностями, все ему дается легко, он прекрасно читает, но торопится и глотает окончания, пишет легко, но неаккуратно, невнимателен. Андрея нельзя хвалить за то, что дается ему без усилий; только в том случае, если он действительно постарается. При этом отметить, что он мог бы писать и читать лучше. Очень важно соблюсти меру соответствия количества поощрений со стороны учителя и качественной реакции (старательности) со стороны ученика. Тогда количество часов, проведенных за письменным столом с книжкой и тетрадкой, перерастет в новое качество - ученик научится аккуратно писать и хорошо читать (Скачок). Что касается наказания, то, применяя его, надо точно также соблюдать меру соответствия количества и качества - уровня проступка и наказания за него. Отрицание отрицания - развитие, повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее его иначе, на более высоком уровне, развитие по спирали, а не по прямой линии. Лучшим примером отрицания отрицания в области педагогики является процесс познания, когда, например, окружающий мир ребенок изучает на протяжении всех лет ученичества. Сначала с воспитателем он узнает о смене времен года, о том, что земля шар, узнает и запоминает названия деревьев, кустарников и трав, виды птиц и животных. Затем в младших классах ребенок изучает на уроках природоведения практически то же самое, но на более высоком уровне. В средней школе уроки географии, ботаники, зоологии - это следующая ступень. Наконец, физика, биология, астрономия.
|